суббота, 17 августа 2013 г.

Есть ли в Украине креативный класс?


В последнее время все взгляды наших социально активных сограждан устремились на Россию, в частности, на Москву. Оно и не удивительно, взирая на чахлость ситуации в стране и активность наших братьев после пикника на Болотной площади. И если вы, как и я, наблюдаете за историей со стороны сквозь призму «Афиши», Snob и LookAtMe Media, то должны были заметить – на эту самую площадь зашли хипстеры, а вышел креативный класс.
Определение креативного класса, можно легко найти в Википедии, которая гласит:

"Креативный класс,творческий класс(англ. creative class)—понятие (термин), предложенное Р. Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой впостиндустриальный сектор экономики. Это часть среднего класса, ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах (к примеру, в США их доля составляет 30 % всех работающих). Активно включен в глобальный мир. Именно он сегодня создаёт в развитых странах повестку дня, служит образцом для подражания и формирует общественное мнение."


Лично я считаю, что креативный класс - это некий гибрид хипстера и среднего класса, таким образом, даже если ты хипстер, в обсуждаемую прослойку зачислять себя рано. Кстати о хипстерах. В 2008 году TOP10 торжественно заявил, что это они ввели в наш обиход это чудное слово, а значит и явление, и с таким же успехом в прошлом году объявили о собственных похоронах. По всем законам социальной природы, их смерть должна была породить новое явление, тот самый креативный класс. Однако не забываем о второй составляющей – среднем классе.

О среднем классе СМИ сказали за последние 2 года очень много, финансовые издания даже  вычислили сколько эти мифические люди должны зарабатывать, где отдыхать, на какой машине ездить и где получать образование. Если же все это сложить, прибавить наличие смартфона, квартиры и счета в банке, то фактически мы выходим на 13% от общего количества украинцев, хотя зачисляют себя к таковым более 33%. Лично для меня эта цифра кажется высосанной с пальца, так как исследователи ориентируются на западный образец, забывая о наших реалиях. Само словосочетание «средний класс» уже говорит о том, что это должна быть группа со средним по стране уровнем жизни, а не средним для Америки или Евросоюза, а зарплата в 9-32 тис.грн явно таковой не является.

Ну да черт с ней, со статистикой, математику я уважаю, как и все мне не покорившееся. Вернемся к креативному классу. В Москве о нем заговорили именно после Болотной площади и начала оппозиционной волны. Хипстеры как раз закончили университеты, завели себе страницу на facebook, узнали слово «стартап» и стали прилично зарабатывать. Одновременно с этим Ксюше Собчак надоел Дом-2, а «Дождь» решил повторить подвиг радио «Свобода» и набрал честных журналистов. В стране появились новые герои, вроде Ильи Варламова и Навального.

Пазл настолько удачно сложился, что вся тусовка неожиданно для себя узнала, что ей все же небезразлична ситуация в стране и политика. как не крути, касается каждого. Плюс ко всему, политические настрои стали обязательными в самоидентификации любого продавца митболлов, дизайнера, а особенно журналиста, как своего. В России сейчас настало то время, когда невозможно существовать без определенной политической позиции: ты либо в оппозиции, либо нет. В  этом наше главное различие. Вспомним 2004 год и революцию. Да, время было другое, настрои были не те, фейсбук не был основополагающей силой, а хипстеры еще не закончили школу. На улицы тогда вышли все. Миру показалось, что вот оно – нация осознала себя и свои права. Но это был одноразовый порыв и через 2 года все забылось. Появилась апатия, а в кругу тех, кто мог бы стать рупором нации, оказалось невозможным говорить об украинской политике – тема стала запретной. До настоящего времени ситуация не изменилась: политика под табу, любая социальная активность, кроме репостов и лайков, считается странной и несовместимой с ролью художника, хипстеры так и не научились экономике и бизнесу, а средний класс так и остался в тени своих предубеждений.

Так что нет, в Украине креативного класса нет. Есть средний, есть очаги творческой интеллигенции и хипстеров, но на данном этапе они не совместимы, как вода и масло, и все, что нам остается, это наблюдать за остальным миром и ждать, когда тенденции настигнут и нас. А пока да, сидим на стуле и жмем лайки.

Под конец, привожу вам цитату из последней книги Пелевина:
— Креативный класс — это вообще кто?
— Это которые качают в торрентах и срут в комментах, — ответил я.
— А что еще они делают?
— Еще апдейтят твиттер.
— А живут на что?
— Как все, — сказал Калдавашкин. — На нефтяную ренту. Что-то ведь дотекает.
— Они и в Америке сейчас поднялись, — добавил Самарцев. — Типа римский народ. Требуют велфера и контента, как раньше хлеба и зрелищ. У них вся демократия теперь вокруг этого.
— Понятно, — Энлиль Маратович. — Вот так всегда и говорите — коротко, ясно и самую суть. А то слышу со всех сторон про этих интернет-сексуалов, а кусать лень.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...